скачать в .pdf / download as .pdf

УДК [327+94] (567+73)"1992/1996"

Фактор Ирака во внешней политике США в период первого президентского срока Б. Клинтона

The Iraq Factor in U.S. Foreign Policy during the First Presidential Term of Bill Clinton

Д.А. Галко (D.A. Galko)
студент IV курса исторического факультета БГУ
Науч. рук. — доцент, к.и.н. И.И. Шумский

В статье рассматриваются особенности внешней политики США по отношению к Ираку во время первого президентского срока Б. Клинтона. Особое внимание уделяется мотивам американской агрессии против Ирака, военным интервенциям американских войск в регион Персидского залива. В статье подчёркивается роль Клинтона в формировании американского внешнеполитического курса.
Ключевые слова: США, внешняя политика США, Клинтон, Ирак.
The features of US foreign policy towards Iraq during the first presidential term of B. Clinton are investigated in the article. Special attention is given to the motives of U.S. aggression against Iraq, the military interventions of U.S. troops in the Persian Gulf region. The research emphasizes the role of Clinton in the formation of U.S. foreign policy.
Keywords: USA, the U.S. foreign policy, Clinton, Iraq.

Вступление Б. Клинтона в президентскую должность открыло новую страницу в истории американской внешней политики. Ещё ни один из президентов США не брал бразды правления своей страны в столь благоприятное для реализации своих внешнеполитических замыслов время, особенно после распада главного противника на мировой арене. В условиях становления монополярного миропорядка Вашингтон представлял собой силу, с которой были вынуждены считаться все государства.

В первую очередь, мировое господство предоставило США безграничную свободу действий. Обладая огромным избытком военной мощи, Вашингтон мог беспрепятственно диктовать свои условия в любой точке мира, ставя грандиозные цели, о которых остальные государства не могли и помышлять. С развалом СССР США лишились главного противника, способного сдерживать американские устремления по реализации целого ряда стратегических задач во всех регионах планеты. В то же время статус доминирующей державы свидетельствовал о том, что США мало что могли выиграть на международной арене; обладая большим влиянием, Вашингтон слабо представлял, ради чего следует использовать свою мощь. В условиях установившейся монополярности большинство граждан страны попросту утратили интерес к внешней политике и международным делам, хотя почти половина американского населения с одобрением относилась к возможному применению силы по отношению к Ираку [1, с. 87-88].

З. Бжезинский утверждает, что Б. Клинтон был неопытен в международных делах. «Он стал главой администрации, не имея ясного представления о новой американской роли в мире и, как он сам подчёркивал во время избирательной кампании, считал, что пришло время отказаться от недостаточно внимательного отношения к внутренним делам Америки» [2, с. 14] Практически сразу же, приняв президентские полномочия, Клинтон подчеркнул, что будет отдавать предпочтение внутренней политике [3, с.330]. Вопросы внешней политики, по его мнению, не имели определяющего значения, постепенно отходя на второй план. Особенно это отражалось в сокращении военных расходов [4, с.86]. Кроме того, фигуры, занимавшие во время первого президентского срока Клинтона ключевые внешнеполитические посты — государственный секретарь У. Кристофер и советник по национальной безопасности Э. Лейк — не были теми личностями, которые играли доминирующую роль в разработке стратегической линии США [2, с.14].

Но, несмотря на очевидный приоритет внутренней политики в самом начале работы нового президента, от внешнеполитических проблем он не мог изолироваться. Одной из главных проблем виделась проблема Ирака, который находился в плачевном состоянии после войны с Ираном в 1980-1988 гг. и операции «Буря в пустыне» 1991 г., но, усилиями своего харизматического лидера С. Хусейна, продолжал быть одним из чётких противников Вашингтона.

Одними из главных внешнеполитических целей, обозначенных Клинтоном, были снижение риска крупной войны на Ближнем Востоке и предотвращение угрозы применения оружия массового поражения (ОМП) [1, с.90]. В связи с этим вполне понятным становится пристальное внимание Вашингтона к Ираку, т.к. Саддам Хусейн вполне мог помешать осуществлению этих целей. Имея не самые дружественные связи с рядом арабских государств, он в то же время, исходя из многочисленных донесений американской разведки, был не против располагать ОМП.

Военная победа США во время войны в Персидском заливе в 1991 г. существенных политических результатов не принесла. Мир в ближневосточном регионе так и не был установлен, зато враждебное отношение исламистских сил постепенно нарастало, грозя перейти в ещё один кровавый конфликт [2, с. 16].

Ещё за неделю до инаугурации, строя президентские планы, Клинтон заявил, что не исключает возможности возобновления войны против Ирака, чтобы заставить Хусейна действовать в соответствии с резолюциями ООН. В то же время он заметил, что не «одержим» желанием во что бы то ни стало уничтожить режим Хусейна, которого хоть и не рассматривает в качестве идеального правителя, но и не считает неоплатным врагом Вашингтона. Более того, Клинтон даже не исключил возможности налаживания дружеских отношений с Саддамом, но только в том случае, если последний будет вести себя в соответствии с международными нормами.

Такие заявления Клинтона резко контрастировали с позицией его предшественника — Дж. Буша-ст., который утверждал, что только ликвидация Саддама может привести к улучшению американо-иракских отношений [5].

Буш-ст., чьи президентские полномочия стремительно истекали, перед уходом на отдых всё-таки решил «хлопнуть дверью», нанеся по Ираку ряд бомбовых ударов. Ещё 13 января 1993 г. был нанесён удар по южному Ираку, а через четыре дня удар был нанесён по стратегическому объекту вблизи Багдада, прикрытому иракскими средствами ПВО [6].

Однако после инаугурации 20 января 1993 г. Клинтон заявил, что в будущем американский внешнеполитический курс в отношении Ирака не претерпит изменений, тем самым опровергнув свои же слова недельной давности [7].

Довольно скоро Клинтон показал, что для Багдада наступил новый этап конфронтации с самой могущественной державой в мире. С целью заставить Саддама соблюдать установленный по итогам Сафванского перемирия (3 марта 1991 г.) режим в т.н. запретных зонах южнее 32-й и севернее 36-й параллели (над ними запрещались полёты иракских ВВС) США решили вновь прибегнуть к военным методам [6]. Уже 22 января 1993 г. в рамках операции «Жало пустыни» по зенитным батареям недалеко от Мосула был нанесён удар двух тактических истребителей ВВС США, что стало подтверждением решимости Вашингтона отстаивать свои интересы в регионе Междуречья. В результате удара были выпущены две ракеты класса «воздух-земля» и сброшены две кассетные авиабомбы.

Сам факт бомбардировки только укрепил мнение целого ряда экспертов-политологов, что за действиями США в регионе Персидского залива просматривается не стремление добиться точного выполнения резолюций ООН по Ираку, а их собственные геополитические интересы [7].

В июне 1993 г. иракские власти были заподозрены Вашингтоном в подготовке покушения на Буша-ст., которое якобы должно было состояться во время визита бывшего американского президента в Кувейт. Клинтон расценил возможное нападение на президента Буша как нападение на всю Америку. ЦРУ утверждало, что после войны в Персидском заливе Хусейн не раз в интервью иракским СМИ обещал «выследить и наказать Буша». В Ираке всячески отрицали какую-либо причастность к заговору [8].

Американские ВВС нанесли ракетные удары по штаб-квартире иракского разведывательного управления. В ходе бомбардировки погибло восемь мирных жителей [9]. Саддам не упустил возможности осудить этот рейд «трусливой агрессии», заявив, что обвинение в готовящемся покушении на Буша было сфабриковано «мерзкими кувейтскими правителями» и Соединёнными Штатами [8].

Эта атака никоим образом не повлияла на политический курс Хусейна, а только поспособствовала росту ненависти иракцев к американцам [9].

В 1994 г. американцами было зафиксировано продвижение иракских войск к границе с Кувейтом. Возникала опасность повторения сценария 1990 г. Клинтон в ответ на такой шаг Хусейна приказал направить в район Персидского залива авианосную группу и 54 тыс. американских солдат. Только после этих мер иракцы вернулись на свои исходные позиции [10].

Тем временем Иракский Национальный Конгресс (ИНК) начал боевые действия против режима Хусейна в иракском Курдистане. По некоторым сведениям, глава ИНК А. Чалаби начал эскалацию ирако-курдского конфликта с отмашки Вашингтона [10]. Следует заметить, что организация эта была основана при активной поддержке ЦРУ, которое даже помогло организовать в иракском Курдистане несколько военных баз ИНК. Таким образом, север Ирака в планах США значился как плацдарм для последовательной борьбы с Саддамом. Однако вскоре, заручившись поддержкой Демократической партии Курдистана (ДПК), Хусейн полностью разгромил базы данной проамериканской организации, после чего ИНК стал заниматься лишь пропагандистской работой, агитируя курдское население против иракских властей [11].

В своём послании Конгрессу от 28 июля 1995 г. Клинтон отметил, что «правительство Ирака продолжает деятельность, подрывающую стабильность на Ближнем Востоке и враждебную к американским интересам в регионе. Подобные действия Ирака представляют продолжающуюся, необычную и экстраординарную угрозу национальной безопасности и жизненным интересам Соединённых Штатов» [12, с. 161]. Началась постепенная подготовка к новой атаке на Саддама. В декабре 1995 г. Бахрейн дал согласие Вашингтону на временное базирование на своей территории американских военных самолётов для обеспечения безопасности антисаддамовской военной группировки в Заливе [13, с. 168]. Нужен был лишь повод, чтобы вновь начать бомбардировку Ирака.

Такой повод выдался очень скоро. В 1996 г. Хусейн направил свои войска в зону на севере Ирака, установленную США и их западными союзниками, с целью защитить курдов путём подавления борьбы между двумя курдскими группировками — Демократической партией Курдистана, на стороне которой выступал Саддам, и Патриотическим союзом Курдистана. В августе 1996 г. иракские войска атаковали город Ирбиль, контролируемый курдскими повстанцами [14].

В ответ на такую дерзость Клинтон пообещал, что иракский правитель «заплатит» за пребывание его войск в иракском Курдистане. Американский президент приказал расширить на юге Ирака зону, запрещённую для полёта иракской авиации. Хусейн в ответ пообещал не принимать во внимание это ограничение, пригрозив, что любой иностранный самолёт над территорией Ирака будет сбит [15].

Помимо активизации действий иракских войск на севере своей страны имелась и другая причина, исходя из которой Клинтон принял решение опять навести порядок в Ираке вооружённым путём. Причина эта — недопуск иракскими силами безопасности представителей МАГАТЭ и ЮНСКОМ на объекты, которые, по мнению ряда экспертов, могли участвовать в производстве ОМП. Дело в том, что США были вынуждены пойти на тесное сотрудничество с обеими международными организациями, с их помощью надеясь получить важную разведывательную информацию об иракских программах в области ядерных вооружений [12, с. 161]. Помимо этого, Совбез ООН, в котором явно доминировали США, не раз возмущался поведением иракских властей, препятствующим качественной работе экспертов из МАГАТЭ и ЮНСКОМ. В июне 1996 г. Совбезом ООН была принята резолюция № 1060, в которой действия Ирака рассматривались как нарушение положений нескольких резолюций ООН, принятых ранее [14].

2-3 сентября 1996 г. в результате очередной бомбардировки Ирака войсками США иракцы всё-таки покинули «запретную зону», которую американцы установили в их же собственной стране. Но в целом военные и политические цели, поставленные перед американскими войсками перед нанесением удара, в ходе этой военной операции достигнуты не были. Массированная атака вражеских ВВС только «раздразнила» Хусейна, поспособствовав дальнейшему укреплению его режима [9].

Вдобавок, осуществив эту бомбардировку, США столкнулись с неодобрением своих действий Францией, Германией, Россией и Китаем. Представители этих стран заметили, что дипломатическое урегулирование «иракского вопроса» в данной ситуации выглядело бы предпочтительнее [15].

Помимо всего прочего, агрессию по отношению к Ираку можно объяснить тем, что Клинтону требовалось предпринимать серьёзные меры с целью спасения своей репутации и обеспечения победы на президентских выборах 1996 г. Уже начало пребывания его на посту президента ознаменовалось скандалом, получившим название «хеэргейт». В начале 1993 г. произошёл также сильный взрыв во Всемирном торговом центре в Нью-Йорке, после чего противники Клинтона стали активнее утверждать, что президент не в состоянии обеспечить безопасность внутри государства. Позже Клинтон оказался одним из главных действующих лиц финансового скандала под названием «Уайтуотер», который наложился на неудачные попытки провести в США реформу системы здравоохранения. В 1994 г. на выборах в Конгресс победу одержали республиканцы, начавшие нещадно критиковать политику Клинтона. Подрыву его популярности в значительной мере поспособствовал и т.н. «марш миллиона человек» в октябре 1995 г. [16].

В таких тяжёлых условиях клинтоновской администрации требовалось отвлечь внимание американского населения от внутриполитических неурядиц, переведя его на успешные действия на внешнеполитическом фронте. Этот приём Клинтон применил впоследствии и во время своего второго президентского срока, когда в рамках операции «Лис в пустыне» (декабрь 1998 г.) вторгнулся в Ирак, дабы отвести внимание американцев от «дела Моники Левински» (некоторые журналисты-острословы даже нарекли эту военную акцию «Моника в пустыне»).

Следует отметить, что военные действия по отношению к Ираку, предпринятые Клинтоном в первой половине своего президентства, слабо повлияли на поведение Саддама и его отношение к США, не смогли поспособствовать смене руководства этой ближневосточной страны. Как точно заметил бывший директор ЦРУ Дж. Вулси, американские атаки на Ирак в середине 1990-х гг. были лишь «вялой реакцией на бескомпромиссные действия Саддама Хусейна». Самого Хусейна кратковременные авианалёты не испугали, а, напротив, убедили его в том, что он может делать всё, что угодно, а расплатой за это будут лишь немногочисленные бомбардировки иракской инфраструктуры и наиболее значимых стратегических объектов [9].

Таким образом, заметно, что политика по отношению к Ираку стояла особняком в реализации внешнеполитического курса клинтоновской администрации на Ближнем Востоке. В то время, как происходила нормализация отношений арабо-израильского мира, Ирак подвергался целому ряду бомбардировок и санкций экономического и политического характера. Во многом в такой антииракской политике Вашингтона сказался т.н. «фактор Саддама». Желание наконец-таки обуздать иракского диктатора дало толчок более активному вмешательству американцев в иракские дела, при этом мнение мирового сообщества относительно сложившейся в Ираке ситуации американскими властями игнорировалось.

Откровенно антисаддамовская политика Вашингтона в первой половине правления Клинтона стала предтечей последующих вторжений в Ирак, как в период второго президентского срока Клинтона, так и при Буше-младшем.

Библиографический список

1. Уолт, С. М. Доброе слово о внешней политике Клинтона / С. М. Уолт // ProetContra— 2000. - №2. — С. 86-102.

2. Бжезинский, З. Ещё один шанс. Три президента и кризис американской сверхдержавы / З. Бжезинский — М.: Междунар. отношения, 2010. — 192 с.

3. Судаков, С. С. Прагматизм во внешней политике США / С. С. Судаков // Лидерство и конкуренция в мировой системе: Россия и США / МГИМО; под ред. А. Д. Богатурова, Т. А. Шаклеиной. — М., 2009. — С. 328-340.

4. Киреев, А. А. Дискуссия в администрации Б. Клинтона по вопросу военного присутствия США за рубежом / А. А. Киреев // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2012. - №8. — С. 85-89.

5. Friedman, T. L. The new presidency; Clinton backs raid but muses about a new start / T/ Friedman // The New York Times [Electronic resourse]/ - Mode of access: http://www.nytimes.com/1993/01/14/world/the-new-presidency-clinton-backs-raid-but-muses-about-a-new-start.html. — Date of access: 21.12.2014.

6. Коротченко, И. Ставка на технологическое превосходство / И. Коротченко // Независимое военное обозрение [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://nvo.ng.ru/armament/2001-09-21/6_rate.html. — Дата доступа: 22.12.2014.

7. Соколов, А. Боевые действия многонациональных сил против Ирака (январь 1993 года) / А. Соколов, А. Заров [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mamonov.info/w/articles/zvo_1993_08_p33.html. — Дата доступа: 23.12.2014.

8. Smith, R. U.S. strikes Iraq for plot to kill Bush / R. Smith, D. von Drehle // Washington Post [Electronic resourse]. — Mode of access: http://www.washingtonpost.com/wp-srv/inatl/longterm/iraq/timeline/062793.htm. — Date of access: 22.12.2014.

9. Череда, М. Ирак снова на тропе войны / М. Череда // Зеркало недели [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://gazeta.zn.ua/ARCHIVE/irak_snova_na_trope_voyny.html. — Дата доступа: 23.12.2014.

10. Война в Ираке: от начала до конца // «Вымпел» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vimpel-v.com/commentary/print:page,1,787-voyna-v-irake-ot-nachala-do-konca.html. — Дата доступа: 23.12.2014.

11. Реутов, А. Билл Клинтон дал денег иракской оппозиции / А. Реутов // Kommersant.ru [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/134530. — Дата доступа: 21.12.2014.

12. Ближневосточная политика великих держав и арабо-израильский конфликт: в 2-х т. / Ю. А. Балашов [и др.]; под общ. ред. О. А. Колобова. — Нижний Новгород: Изд-во АГПИ им. А. П. Гайдара, 2008. — Т. 1. — 597 с.

13. Киреев, А. А. Военное присутствие США на Ближнем Востоке после «холодной войны» / А. А. Киреев // Известия Самарского научного центра РАН — 2008. - №1. — С. 165-170.

14. Ирак, США и ООН: хроника противостояния // Тема дня [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.temadnya.ru/spravka/07apr2003/2411.html. — Дата доступа: 21.12.2014.

15. Mitchell, A. U.S. launches further strike against Iraq after Clinton vows he will extract «price» / A. Mitchell // The New York Times [Electronic resourse]/ - Mode of access: http://www.nytimes.com/1996/09/04/world/us-launches-further-strike-against-iraq-after-clinton-vows-he-will-extract-price.html. — Date of access: 21.12.2014.

16. Заболотный, В. М. Соединённые Штаты Америки в 1990-е годы / В. М. Заболотный / В. М. Заболотный // История США [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ushistory.ru/stati/7--1990-.html. — Дата доступа: 23.12.2014.

Печать