Бруй, Н.С. Происхождение и история развития китайской иероглифической письменности. Свойства и категории китайских иероглифов

Скачать как .pdf / Download as .pdf

УДК 94(510)

Происхождение и история развития китайской иероглифической письменности. Свойства и категории китайских иероглифов

Origins and history of Chinese hieroglyphics.
Attributes and categories of Chinese hieroglyphs

Н.С. Бруй (N.S. Bruy)
студентка I курса исторического факультета БГУ
Науч. рук. — доцент, к.и.н. С.Б.Жарко

Статья рассказывает о истории китайской иероглифики. В ней рассматриваются основные ее характеристики, проводится сравнение с другими иероглифическими системами письма. Дается характеристика отдельных категорий иероглифов.

Ключевые слова: Китай, иероглифика, история, категории.

The article tells about history of Chinese hieroglyphics. It reviews its main characteristics, compares Chinese hieroglyphics with other hieroglyphic writing systems. The article gives a characteristic of certain categories of hieroglyphs.

Keywords: China, hieroglyphics, history, categories.

Человечество неизменно стремилось сделать письмо красивым и даже поднять до определенного уровня искусства, благодаря чему появились фигурные и художественные шрифты. Однако среди всего этого многообразия видов письменности лишь китайской иероглифике из средства повседневного письменного общения удалось вырасти в самостоятельный вид искусства- каллиграфию.

Изобретение иероглифической письменности приписывается легендарному (божественному) персонажу-Цан Се, рисуемому в облике то мифического четырехглазого существа, то архаического государя, то министра Хуан-ди. В действительности китайское иероглифическое письмо восходит к росписям на неолитической керамике, где обнаруживаются особые композиционные единицы- кинеграммы(круг, спираль, зигзаг, волнообразная линия), имевшие семантический смысл.

Первые иероглифы китайцы выдавливали или вырезали, используя деревянные палочки, заостренные камни и нефритовые ножи. Эти символы мы находим на керамике, на костях, с внутренней стороны ваз и на бронзовых артефактах. Графическая трансформация символов была вызвана изменением используемых инструментов или появлением новых поверхностей для письма, таких, как дерево, шёлк и бумага.

Следующий этап истории развития китайской письменности представлен раннечжоуской эпиграфикой- надписями на бронзовых сосудах, объём которых достигает 500 знаков. Использование нового материала (бронзы) повлекло за собой графическую трансформацию пиктограмм: овальные/ круглые формы превратились в квадратные/ прямоугольные и тяготеющие к ним, что осталось в силе и для последующей каллиграфии.

Эволюция графической формы письменности завершилась в IV в. утверждением трех нормативных каллиграфических стилей: «уставное письмо» (кайшу), предполагающее максимально четкое исполнение всех отдельных элементов иероглифа; «курсивное (ходовое) письмо» (син шу),допускающее отдельные сокращения или вариативные исполнения элементов иероглифа; и «скоропись», оригинальное терминологическое обозначение которой —цай-цзы (досл. «письменные знаки») — точно передаёт особенности этого каллиграфического стиля. «Уставное письмо» употреблялось преимущественно при написании официальных документов и рукописных написаний сочинений; «курсивное письмо» и «скоропись» — в частной переписке и собственно каллиграфии.    

В 60-70 гг. XXв. в КНР была предпринята глобальная реформа письменности, выразившаяся в предельном упрощении композиции и правил написания отдельных знаков и создании фактически новых графических вариантов.

Несмотря на указанные графические изменения, китайская письменность сохранила за собой свою исходную сущность, относясь к типу идеографического письма, т.е. письма, состоящего из знаков, происходящих от рисуночных изображений, что предопределило все содержательные свойства китайской иероглифики.

Важнейшим свойством китайской иероглифики является независимость значения отдельного знака от фонетической нормы данного слова. Это позволило китайской письменности стать универсальным посредником между разными языками и диалектными группами, как на территории самого Китая, так и за его пределами.

Вместе с тем китайская иероглифика отнюдь не однотипна. Все существующие на сегодняшний день знаки подразделяются на шесть отдельных категорий: 1)«изобразительные знаки», непосредственно идущие от простейших пиктограмм, например, «солнце», «луна», «вода», «дерево» (всего — 608 иероглифов); 2) «указательные знаки», указывающие приблизительно на содержание обозначаемого ими понятия (всего — 107 иероглифов); 3) «синтетические знаки», состоящие из соединения нескольких простейших изобразительных и указательных знаков. Например, соединенные два изобразительных знака «дерево» образуют иероглиф «лес», изобразительные знаки «солнце» и «луна» — иероглиф «светлый» (всего — 740 иероглифов); 4)«фонетические знаки», состоящие из двух структурных частей: детерминатива («ключа»), исходно являющегося пиктограммой и указывающего на круг понятий, к которому приблизительно относится обозначаемое слово, например, иероглифы с детерминативом «дерево» являются либо названиями растений, либо обозначениями предметов (из дерева) и соответствующих процедурных операций («вырезать из дерева», «строгать» и т.д). Всего существует 214 детерминативов. И фонетика,приблизительно передающей звучание данного слова; «фонетические знаки» включают в себя 7697 иероглифов, составляя тем самым основной пласт китайского лексико- грамматического фонда; 5) «видоизменённые знаки» включают в себя иероглифы всех четырёх перечисленных категорий, но с незначительными вариациями отдельных составляющих элементов (всего — 372 иероглифа); 6)«заимствованныезнаки» — иероглифы, используемые для обозначения новых понятий по транскрипционно-фонетическому принципу, чаще всего- для передачи иноязычных слов и терминов или чисто разговорной лексики, ранее не имевшей собственных графических изображений (всего — 598 иероглифов).

Большинство известных миру письменностей располагает лишь 2-3 стандартными и скорописными стилями письма, в то время, как в китайской каллиграфии насчитывается около 10 стилей. Ниже говорится о пяти основных стилях. Первые три стиля употребляются в повседневной жизни, а два последних — древние стили, которые уже вышли из широко обихода.

1. Кайшу — «образцовое письмо». Стиль кайшу является стандартным стилем, широко используется более 1000 лет, основной стиль современной китайской иероглифической письменности. В этом стиле пишутся названия книг и газет, деловые бумаги, новогодние парные надписи, а также делаются надписи на вывесках магазинов, мемориальных досках на зданиях, надгробиях, памятниках и стелах.

2. Синшу — «ходовое», или «бегущее письмо». Современный стиль синшу является одним из скорописных стилей, сформировался на основе кайшу. Наиболее употребим в письменной речи и эпистолярном жанре.

3. Цаошу — «травяное письмо». Стиль цаошу является главным скорописным стилем, ушёл гораздо дальше от основного стандартного кайшу, чем выше упомянутый скорописный синшу.

4. Чжуаньшу — «древняя печать». В стиле чжуаньшу выполнены древнейшие письмена на гадательных костях животных и панцирях черепах цзягувэнь и надписи на ритуальных бронзовых сосудах цзиньвэнь.

5. Стиль «лишу» — «писцовое» или «деловое письмо», возникший вслед за стилем чжуаньшу, лёг в основу современной китайской письменности. В период династии Хань, примерно с середины I в. до н.э., лишу становится господствующим стилем написания всех деловых бумаг.

Таким образом, общие свойства китайской иероглифики, проистекающие из ее природы как художественного графического образа, предопределили качественное своеобразие всей китайской словесности.

Библиографический список

  1. Кравцова М.Е. История культуры Китая / М.Е. Кравцова. — СПб.: Издательство «Лань», 1999. — 416 с.
  2. Культурология. История мировой культуры: учебник для вузов / под. ред. проф. А.Н. Марковой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2000. — 600 с.
  3. Карапетьянц, А.М. У истоков китайской словесности / А.М. Карапетьянц. — Москва: Восточная литература, 2010. — 478,[1]с.

Печать