Кореневский, Я.К. Отрощенко А.С. Китайские селадоны собрания Национального художественного музея Республики Беларусь

Скачать как .pdf / Download as .pdf

УДК 94(510)

Китайские селадоны собрания
Национального художественного музея
Республики Беларусь

Chinese Celadon Ceramics of National Art Museum’s
of the Republic of Belarus Collection

Я.ККореневский (J.K. Korenevskiy),
А.СОтрощенко (A.S. Otroshcenko)
студенты I курсаисторическогофакультетаБГУ
Науч. рук. — доцент, к.и.н. В.АКохнович

В статье рассматривается история китайской керамики. Особое внимание уделяется керамике типа «селадон». Изучаются образцы керамики этого типа, представленные в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь.

Ключевые слова: Китай, керамика, селадон, Национальный художественный музей Республики Беларусь.

The article distinguishes the history of Chinese ceramics. Emphasis is set on the ceramics of “celadon” type. The paper studies examples of this type of ceramics, which are presented in the collection of National Art Museum of the Republic of Belarus.

Keywords: China, ceramics, celadon, National Art Museum of the Republic of Belarus.

Керамика и фарфор — это величайшие достижения китайской цивилизации, прославившие страну во всем мире. История гончарного искусства Китая насчитывает более трёх тысяч лет: сначала появилась глиняная необожженная посуда, затем керамика, а потом фарфор, ставший вершиной китайского традиционного декоративно-прикладного искусства. Изделия из керамики и фарфора всегда ценились очень высоко, как в самом Китае, так и далеко за его пределами. Например, в средневековой Европе случайно попавшие туда китайские фарфоровые безделушки почитались в качестве драгоценных реликвий [1, с. 370].

На протяжении XVIIXVIII веков китайская керамика и фарфор целенаправленно экспортировались в Европу, где были модным украшением аристократических домов и предметом коллекционирования. Китайские мастера-керамисты так долго хранили секрет производства фарфора и поражали его красотой и изяществом остальной мир, что в английском языке название страны и слово «фарфор» слились, стали обозначаться одним и тем же словом — China.

Собрания китайского фарфора представлены в коллекциях практически всех ведущих музеев изобразительного и декоративно-прикладного искусства разных стран мира. Есть оно и в Беларуси: в составе коллекции восточного искусства Национального художественного музея Республики Беларусь насчитывается около ста двадцати произведений китайской керамики и фарфора. Первые экспонаты поступили в минский музей в 1957 году из Пекина (Китай). В 1960 году фонд пополнился произведениями керамики и фарфора, переданными Музеем Восточных Культур в Москве (сейчас — Государственный музей искусства народов Востока). Позже единичные произведения приобретались у частных коллекционеров Москвы и Минска [2].

В статье мы представим три произведения из белорусского собрания: сосуд для мытья кистей (конец XV— начало XVIвв.), флакон (XVIв.) и вазу (начало XVIIв.) — уникальные памятники китайской керамики так называемого типа «селадон». Датировку данных произведений в ходе проведенных научных исследований установила Елена Владимировна Сенькевич — ведущий научный сотрудник отдела русского и зарубежного искусства Национального художественного музея Республики Беларусь.

Керамика типа «селадон» появилась в Китае около X века, вероятно, как своеобразная альтернатива изделиям из драгоценного нефрита — натурального камня, цвет которого может варьироваться от почти белого через все оттенки зеленого до почти черного.

Из нефрита в Китае делали не только украшения, но и посуду. Этот камень ценился китайцами наряду с золотом или даже выше него. Старинная китайская пословица гласит: «Золото имеет цену, нефрит же бесценен». Считалось, что нефрит дарует благополучие и своими качествами олицетворяет достоинства высоконравственного человека, воплощающего в себе все то, к чему стремились конфуцианские мыслители: мягкий блеск камня символизировал милосердие, прочность — умеренность и справедливость, не поддающаяся подделке структура камня — чистоту и честность, благородный звук при ударе — мудрость, а негибкость — мужество.

Технологический процесс изготовления керамики типа «селадон» был очень трудоемким и состоял из множества операций: подбор состава массы, формовка, отделка, украшение, сушка, глазуровка, предварительный обжиг, помещение формы в футляр, а затем в печь, окончательный обжиг [3].

Очень специфическими являются стадии глазуровки и обжига селадонов. Глазуровка — это покрытие поверхности изделия после сушки особой краской — глазурью, в состав которой входили глина, древесная зола и железо, смешанные в определенных пропорциях. Глазуровка селадонов традиционно делится на несколько этапов: «данъю» (качка глазури), «цзинью» (опускание в глазурь), «тую» (покраска глазурью), «пэнью» (взбрызгивание глазури). Глазурь обычно наносили в несколько слоев, после нанесения каждого слоя делали предварительный обжиг.

В среднем нанесение глазури и предварительный обжиг повторяли четыре — пять раз, но иногда наносили десять и даже больше слоев глазури. Температура предварительного обжига достаточно низкая, обычно около 800 градусов по Цельсию. Процесс же окончательного обжига проходил при температуре 1170— 1250 градусов по Цельсию [1, с. 372], являясь не только технологией, но и искусством, поскольку повышать и понижать температуру требовалось постепенно; кроме того, было необходимо строго контролировать температуру внутри печи в течение всего процесса, чтобы, в конце концов, получить готовое изделие.

В результате глазурь превращалась в водонепроницаемое стекловидное покрытие, по цвету подобное оттенкам нефрита — от прозрачного бледно-серовато-голубовато-зеленого до насыщенного темно-зеленого, почти черного. Как и изделия из нефрита, селадоны были преимущественно толстостенными и издавали мелодичный звук при ударе.

Существует несколько гипотез происхождения термина «селадон». Во-первых, от слов на древнем литературном языке Индии — санскрите: silaиdhara, которые означают «зелёный» и «камень». Во-вторых, от искаженного имени султана Саладина (Салах ад-Дина) (1138—1193), представителя династии Айюбидов, который был большим ценителем этой керамики. В-третьих, от имени главного героя когда-то очень популярного в странах Западной Европы французского пасторального любовного романа XVII в. «Астрея» писателя Оноре д`Юрфе (1568—1625) — Селадона, украшавшего свою одежду бледно-зелеными ленточками.

Причем, термин «селадон» в Китае не используется. Керамику этого типа сами китайцы, как правило, называют «доу цин тао», что в дословном переводе означает «горохово-зеленая керамика» [1, с. 372].

Расцвет селадонов приходится на период правления династии Сун (960—1279), но и позднее — в период династии Юань (1279—1368) и период династии Мин (1368—1688) [4, с. 114, 130, 144, 162] китайские мастера продолжали создавать керамику типа «селадон».

Именно к эпохе Мин относятся селадоны из собрания Национального художественного музея Республики Беларусь [2]: сосуд для мытья кистей, флакон и ваза.

Сосуд для мытья кистей (для каллиграфии) является наиболее ранним по времени создания произведением в собрании китайского искусства музея. Он датируется концом XV— началом XVI века. Форма сосуда традиционна для лучших памятников керамики типа «селадон» — она достаточно простая и очень пластичная, отдаленно напоминает распустившийся цветок, восемь плавно изгибающихся лепестков которого подчеркивают изумительную игру цвета серо-зеленой с темными потеками глазури. Эта кажущаяся простота на самом деле является результатом глубокой продуманности, стремления китайского мастера выявить естественную красоту материала.

Другое произведение — флакон, датирующийся XVI веком, покрытый глазурью изысканного серо-голубого цвета и украшен лепными рельефными изображениями, в которых угадываются силуэты людей и животных, вероятно, это некая сюжетная сцена. Декор и его расположение прекрасно соотносятся с формой изделия — с длинной изящной шейкой и округлым туловищем, подчеркивают красоту его пропорций, а выступающие более светлые части рельефа органично дополняются более темными областями «фона» поверхности сосуда, полученными в результате чередования нескольких циклов нанесения глазури и обжига.

Самым поздним из китайских селадонов в коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь является ваза начала XVII века — периода заката селадонов. Ваза декорирована вырезанным орнаментом из изгибающихся стеблей, листьев и крупных цветов лотоса. Этот цветок был одним из любимых и почитаемых в Китае растений, наряду с бамбуком, пионом или гранатом. Лотос олицетворял чистоту и целомудрие, красоту и плодородие, любовь и верность [5, с. 72], а еще был символом преодоления трудностей, ведь стебель этого растения легко согнуть, но очень трудно разорвать из-за крепких волокон в его сердцевине.

Все три селадона из собрания Национального художественного музея Республики Беларусь изготовлены в провинции Чжэцзян на востоке Китая в городе Лунцюань, который с древних времен славился производством селадона — учеными выявлено более 500 мест, где находились древние печи для обжига керамики. Эта гигантская система печей для обжига селадона получила название «печь Лунцюань» [6, с.147].

В истории китайского фарфора «печь Лунцюань» известна тем, что она работала самое длительное время, ее размещение по территории было самым широким, качество обжигаемого селадона — самое высокое, а масштаб производства и объем экспорта фарфора, полученного путем обжига в этой печи, — самые большие.

Печь Лунцюань заявила о себе как о значительном центре производства керамики уже во второй половине IIIв. В период правления династии Сун (960—1279) печь Лунцюань вошла в пору своего расцвета, а технология изготовления селадона достигла совершенства и оказала влияние на развитие других печей в различных районах Китая. Селадоны «печи Лунцуань» шли на экспорт начиная с периода Сун и вплоть до начала периода Цин (1645—1911), когда производство селадона постепенно пришло в упадок и лишь незначительное число печей занималось производством изделий, имитирующих старинный китайский фарфор [3].

В 2006 году технология обжига лунцюаньского селадона была включена в Национальный список нематериального культурного наследия Китая. А в октябре 2009 года на четвертой сессии Межправительственного комитета по сохранению нематериального культурного наследия ЮНЕСКО традиционная технология обжига лунцюаньского селадона была внесена в Список нематериального культурного наследия человечества [7]. На сегодняшний день это единственный в мире вид керамического искусства, удостоенный такой чести.

Библиографический список

  1. Кравцова, М.Е. История культуры Китая / М.Е. Кравцова. — СПб.: Изд—во «Лань», 1999. — 416 с.
  2. Сенькевич, Е.В. Керамика и фарфор Китая из собрания НХМ РБ. С 26 сентября по 24 ноября 2011 г. Экспликация выставки / Е.В, Сенькевич [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.artmuseum.by/ru/vyst/proshedshie-vyistavki/keramika-i-farfor-kitaya.-iz-sobraniya-nxm-rb. — Дата доступа: 12.10.2014.
  3. Сюй Чаосин. Технология по обжигу селадона Лунцюань [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.chinesecio.com/cms/ru/culture/tehnologiya-po--seladona-luncyuan-long-quan-qing-ci-shao-zhi-ji-yi. — Дата доступа: 12.10.2014.
  4. Чиннери Дж. Сокровица Китая. Величие страны дракона / Дж. Чиннери. — Белгород: ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2008. — 224 с.: ил.
  5. Топоров Н.В. Лотос / Н.В. Топоров // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. — М.: Российская энциклопедия, 1994. — Т. 2. — С. 71-72.
  6. Виноградова Н.А. Искусство стран Дальнего Востока / Н.А. Виноградова, Н.С. Николаева. — М.: Искусство, 1979. — 372 с.
  7. Вечное сияние: китайский фарфор из Лунцюаня. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ru.gbtimes.com/kultura/vechnoe-siyanie-kitayskiy-farfor-iz-luncyuanya. — Дата доступа: 12.10.2014.

Печать